15:33 

Ещё о блокаде. Эмоционально.

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
На днях я прочитал статью о передачи на телеканале "Дождь". Сотрудники этого канала создали опрос аудитории - могла ли сдача Ленинграда спасти тысячи жизней тех, которые страдали и умирали, как от обстрела, так от голода.
Не понимаю, какой смысл такого вопроса. Это же не попытка анализа действий, это лишь попытка играть на человеческих чувствах.

Действительно, любая защита большого города в условиах войны стоит потери не только среди защитников, то тоже - а даже прежде всего - и среди жителей. И всегда есть дилемма - защищаться, или сдаться?
И если спрашивать так, как выше, тогда некоторые легко могут прийти к выводу, что на самом деле это защитники виноваты тому, что враг беспощадно убивал людей и разрушал город. Потому что они, вместо сдаться, пытались защищать город любой ценой.
А ведь в случае Ленинграда это неправда. И если бы сотрудники телеканала хотели по-настоящему изучить эту историю, тогда вопрос должен быть такой - сделали ли защитники всё, что было возможно, чтобы сохранить город от нападающих, а жителей - от страданий?
Я думаю, что ответ может быть только один. Да, они сделали буквально всё, что возможно в этой ситуации. Сегодня, сидя в теплой комнате у компа, легко ставить вопрос, "надо ли во избежание лишних жертв сдать город". Но решать это в условиях блокады, зная, что враг не будет брать пленных, что вероятно он и так уничтожит город - это уже намного тяжелее. А надо помнить, что есть документы, которые подтверждают, что Гитлер хотел уничтожить Ленинград так, как это сделал потом с Варшавой.
Я не русский, и я смотрю немного со стороны. Но я знаю историю болкады, из книг и музеев. И я чувствую, я уверен, что командующие обороной Ленинграда сделали всё, что было возможно в этих условиях. И ленинградцы знали об этом, и они тоже сделали всё, что было возможно. Я не считаю этих людей мраморными статуями, знаю, что у них были слабости и сомнения. Знаю, что не все были святые. Но в итоге они защитили свой город, героически отбиваясь от атаков врага. Они спасли многих, создав и удерживая Дорогу Жизни. Наконец, они дали моральную поддержку другим, которые боролись за Родину. Это не пафос, это просто факт, так было.
И это не они виноваты страданиям жителей города. Тут всему виной Гитлер и его солдаты. Это они напали, они ежедневно обстреливали и бомбили город. Это они создали блокаду и атаковали Дорогу Жизни. Это они убивали - как пулями, так и голодом.

Есть теперь такая мода - "изучать неизвестные страницы истории". Это вроде не плохо, даже полезно. Проблема в том, что большинство изучающих - это отнюдь не историки. Это люди, которые делают медиальный шум, после которого даже известные страницы становятся неизвестными. У нас тоже такое бывает - некоторые делают намёки, что если бы мы в своё время уступили Гитлеру, тогда, может быть, Вторая мировая не развязалась бы. А по крайней мере, Польша не пострадала бы настолько, не было бы многих жертв, и Варшава сохранилась бы... И им наплевать на очевидный факт, что Гитлер не считал славиан полноценными людьми, и что на этих требованиях не окончилось бы.
Конечно, я не говорю, что надо защищаться любой ценой. С военной точки зрения есть ситуации, когда сдаваться можно и даже надо, если шансов на оборону уже нет, зато есть шанс сохранить город и жизнь людей. Или если возможности обороны исчерпаны, т.е. нет боеприпасов, продовольствия или поддержки. У нас, во время оборонной войны в 1939 году именно так сдавались - только после исчерпания возможностей. Так сдавались Вестерплатте, Варшава, Хель, или другие операционные боевые группы.
В случае Ленинграда было иначе. Сдача ничего не меняла - город так или иначе был бы уничтожен, жители вероятно были бы убиты на месте, или позже, в лагерях уничтожения. Зато защита давала больше шансов на то, что многие выживут, и город сохранится. Тем более, что возможности обороны были, да и географическое положение было в пользу защитникам.

Так я, иностранец, поляк, отвечаю "Дождью" - нет, сдача Ленинграда не спасла бы многих жизней. Наоборот, многие выжили именно потому, что защитники боролись до конца, не задумывая о сдаче и собственных потерях. Чтобы это понять, не надо делать никаких опросов, хватит посетить несколько музеев в Питере. Посетить, посмотреть, подумать - и понять. Только надо это делать с открытым умом.
Изучать историю надо тщательно, учитивая все обстоятельства. И если делать опросы аудитории - тогда надо делать их честно и точно, не играя на чувствах людей.

Скажу честно, этот опрос, который устроили на "Дожде", задел меня за живое. Я не русский, но Питер для меня дорогое место на Земле, здесь живёт моя любимая и мои друзья. Так я и не равнодушен.

Я нашёл на фленте такую песню, которую спел Ленинграду Крис де Бург. И, услышав её слова, я подумал, что это тоже есть ответ тем, которые сомневаюсь в защите Ленинграда. Там есть слова о тех, которые остались, чтобы помогать выжить другим. Вообще, этот клип очень трогательный, как песня, так и фото.

И ещё - простите за ошибки, если они есть. Я писал эмоционально, так мог их совершить.




Слова песни на английском языке

Русский перевод

Слова и перевод песни взято оттуда.

@музыка: Chris de Burgh "Leningrad"

@темы: Личное впечатления, Музыка, Память, Питер, Размышления

URL
Комментарии
2014-01-30 в 16:03 

Seweryna
Кошка-хромоножка
Крис, ты прав, прав во всём. Спасибо тебе за то, что поднял эту важную, страшную тему.
Но знаешь, я не думаю, что ты смотришь со стороны. Война была мировая, и беда была общая, а национальности здесь не так уж и важны.

2014-01-30 в 16:13 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
Seweryna, я смотрю со стороны в том смысле, что у нас во время войны похожего случая не было. Вообще, я не знаю, был ли в мире случай настолько длинной блокады одного города. И ещё - я знаю, как подходят к вопросу блокады питерцы, и знаю, что мой подход немного другой, хотя тоже эмоциональный. Но в общем, да - беда была общая, люди очень страдали. И теперь, когда я вижу опросы вроде "а почему вы не уступили", тогда меня несет. Не потому, что считаю такие вопросы ненужными - только потому, что обычно их ставят лишь для игры по эмоциам или просто для шутки.

URL
2014-01-30 в 17:00 

uele
Бороться и искать, найти и перепрятать
Я, как всегда, всё пропустила.

2014-01-30 в 17:15 

AsuraApsara
влюблена в книги. Взаимно
Полностью согласна. Такие вопросы подменяют понятия, искажают и даже извращают суть происшедшего.

2014-01-30 в 17:19 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
uele, ну, у меня на фленте всего двое заметили, иначе я бы вообще не узнал...

URL
2014-01-30 в 17:22 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
AsuraApsara, увы, люди слишком часто делают такое. У нас это уже почти норма.

URL
2014-01-30 в 17:48 

ishvaria
Жизнь это мороженное. Наслаждайся - пока не растаяло... // Желание в одной руке, дело - в другой; сожми их вместе и посмотри - сошлось ли...
Chris Baggins, еще раз спасибо. И за песню, особенно.

2014-01-30 в 17:58 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
URL
2014-01-30 в 18:13 

alicemirr
Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы не быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.
Спасибо за этот пост! Меня очень проняло, так искренне написано!
У нас ведь есть и те, кто искренне верит в то, что если б Гитлер нас победил, то было бы всем счастье... и я могу понять если б это говорили люди, которые никак не соприкоснулись с этой войной, но когда так говорят те, у деды- прадеды воевали, когда они говорят, что в победе над фашизмом нам гордиться нечем , то это уже за гранью добра и зла.

2014-01-30 в 18:21 

Mihail_Holodkowski
Chris Baggins, вопрос был сформулирован некорректно, да.

Но с каналом "Дождь" все сложнее. Это - наш единственный оппозиционный телеканал. И теперь, воспользовавшись скандалом с этим вопросом, многие провайдеры его отключают. Под маской патриотического гнева. А на самом деле - это зажим свободы слова.

2014-01-30 в 19:11 

Алькор
Так давайте выпьем за то, что в галактике есть мы!
2014-01-30 в 19:28 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
alicemirr, я часто вижу такие "опросы" у нас. И, как сказал - они были бы полезны, если бы одновременно не несли с собой намёков вроде "мы уверены, что всё не так, как вы думаете". Я не против даже провокационным вопросам, но пусть они будут обоснованными и логичными. Можно спорить о всем - но логично. И без задевания чувств.

URL
2014-01-30 в 19:34 

Mihail_Holodkowski
Можно спорить о всем - но... без задевания чувств.
Chris Baggins, к сожалению, это невозможно.
Во всяком случае - у нас. Слишком много людей, которые мечтают, чтобы обвинить кого-то в "задевании чувств". В прошлом году даже закон ввели про "задевание чувств верующих". Теперь - еще хотят...

2014-01-30 в 19:53 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
Mihail_Holodkowski, я уже слышал об этом, мне жаль. И я против отключанию канала из-за этого. Ошибку может совершить каждый, я слышал, что они извинялись. Однако... знаешь, слова надо весить, тем более, что только что была годовщина снятия блокады.
Просто, некоторые вопросы надо ставить адекватно. Я уже сказал - такое можно обсуждать например с военной точки зрения, типа "а давайте сложим военную игру", причем надо при этом сразу выложить карту, ordre de bataille и намерения обеих сторон. И когда такое перед глазами - сразу видно, что данный вопрос просто не имеет смысла.
Надеюсь, их не закроют. О том, кого слушать/смотреть, должны решать зрители. У меня тоже есть каналы, которые меня дико бесят, так и я не смотрю их. Но если бы сказали, что их закрывают, я первый бы протестовал. Ибо так нельзя.

URL
2014-01-30 в 19:54 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
Mihail_Holodkowski, да и у нас это, увы, невозможно. И обвиняют друг друга постоянно. Однако, надо стараться, я думаю.

URL
2014-01-30 в 19:55 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
URL
2014-01-31 в 07:07 

Harvester Of Sorrow
Все говорят, что правды нет в ногах, но правды нет и выше...
Chris Baggins, крепко жму руку, подписываюсь под каждым словом! И как я после этого могу терпеть заявления, что поляки все поголовно ненавидят русских?!

2014-01-31 в 12:35 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
Harvester Of Sorrow, спасибо ))
Наша общая история сложная, и есть такие, которые не любят русских. Но и других нации тоже не любят )) что поделать...
Это люди, которые живут "в прошлом", и не вижут, что мир уже давно изменился. И правда, они далеко не все. Просто они наиболее громко кричат.

URL
2014-01-31 в 16:23 

Mihail_Holodkowski
Вот тут можно посмотреть ту самую передачу (в рамках которой был поставлен тот вопрос), чтобы составить собственное мнение: tvrain.ru/articles/diletanty_viktor_erofeev_o_z...

2014-01-31 в 20:16 

Chris Baggins
Я - Беггинс. Крис Беггинс.
Mihail_Holodkowski, посмотрю, спасибо ))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Bag End

главная